Оттмар Мергенталер – изобретатель Линотипа
Девятнадцатый век подходил к концу. Человечество могло себе аплодировать – за создание парового двигателя, телефона, за открытие электричества... Эти и другие революционные открытия, преобразовавшие мир, диктовали новые темпы и ритмы. А в типографиях набор шел старым ручным методом, принятом еще при Гуттенберге.
Наборная техника изначально развивалась черепашьими шагами. С тех пор, как китайцы изобрели первые глиняные литеры, прошло четыреста лет до следующего шага в эволюции ручного набора.
В 1440 году Гуттенберг изобрел разборный шрифт, где слова набирались из литых металлических литер. Так была напечатана знаменитая библия Мазарини.
Этот метод оставался неизменным до конца XIX века, и уже находился в полном несоответствии с техническим прогрессом времени. Например, когда в конце девятнадцатого века в типографиях появились печатные машины, требовалось шесть наборщиков, чтобы обеспечить ей фронт работ. При всем старании, они могли набрать в час лишь по 1400 знаков.
Поэтому, когда в 1884 году появился первый линотип, и скорость набора текстов увеличилась в четыре раза, началась новая эпоха в развитии наборной техники.
Текст печатался на особой клавиатуре, как на печатной машинке. Система создавала целые монолитные строки, с одинаковыми интервалами между буквами и словами. Изобретатель этой чудо-машины – немецкий часовщик Оттмар Мергенталер.
Линотайп Оттмара Мергенталера в немецком музее полиграфии
В восемнадцать лет он приехал покорять Америку с пароходом переселенцев из Германии. Его немецкая родина, в то время королевство Вюртемберг, находилась в нищете и разрухе после немецко-французской войны. Поступив на работу в мастерскую по ремонту электротехнической аппаратуры, Оттмар, благодаря своему техническому таланту, быстро продвигался по служебной лестнице.
Однажды в мастерскую на ремонт поступила новая модель пишущей машинки, Мергенталер не только отремонтировал, но и усовершенствовал ее. Эта работа навела его на мысль о создании наборной машины, которая бы исключала элементы ручного труда. Надо сказать, что найти заменитель долгому и кропотливому ручному труду наборщика пытались к тому времени многие. Но без успеха. Машины, показавшие хорошие результаты в лабораторных условиях, давали сбой в производстве. Писатель Марк Твен, в молодости, кстати, наборщик типографии, вложил в создание такой машины 190 тысяч долларов – весь свой капитал. И потерял его. Когда слухи об изобретении новой машины Мергенталера дошли до него, он отозвался об этом факте весьма и весьма скептически.
Но Мергеталера не остановили мнения скептиков. Изучив все имеющиеся возможности ручного набора, проанализировав все плюсы и минусы, Оттмар решил искать совершенно иной путь набивания букв в строчку. Через несколько лет кропотливого труда, в 1884 году, он оформил патент на свое изобретение.
На линотипе из гарта (типографский сплав из свинца, олова и сурьмы) отливалась определенного формата строка. Отливная форма для нее составлялась из матриц (латунные фигурные пластинки с углубленным прямым изображением соответствующих букв и знаков) и шпационных клиньев. При помощи последних матрично-клиновая строка (собственно это и была отливная форма) доводилась до нужного формата. После отливки строки матрицы и клинья также автоматически распределялись по своим хранилищам: клинья поступали в шпационную коробку, матрицы - в гнезда магазина. Одновременно с этим процессом линотипист-наборщик, не делая никаких перерывов в работе, набирал следующую строку.
Это была революция в наборной технике! Шесть тысяч знаков в час! Фантастика! На Всемирной выставке в Париже машина стала сенсацией. Эдисон назвал ее «восьмым чудом света».
Впервые новая машина была установлена в типографии газеты «Нью-Йорк трибун». При появлении первой строки владелец издательства Уайтлоу Райд воскликнул: «Напечатанная линия!» („ A line of types!“). Так новое полиграфическое чудо получило имя «линотип».
Все ведущие издательства Америки поспешили приобрести новую наборную машину. «Нью-Йорк трибун» разместил в своих цехах тридцать линотипов, сэкономив за счет увеличения производительности наборного труда почти 80 000 долларов. Издательство «Чикаго ньюс» заказало двадцать машин, «Вашингтон пост» – шестнадцать.
В 1893 году первые машины автоматического набора появились в Европе, в Амстердаме, породив волну стачек и демонстраций наборщиков, уволенных администрацией типографий за ненадобностью. На родине изобретателя, в Германии первые линотипы были установлены в 1897 году.
В России о линотипе узнали в 1895 году, когда одна из газет Петербурга опубликовала заметку о чудо-машине. В начале следующего столетия первый линотип был установлен и в России.
Как сложилась судьба изобретателя? В 1884 году, получив патент, Мергенталер открыл вместе с компаньоном предприятие по производству линотипов, спустя четыре года из-за разногласия с советом директоров, ему пришлось оставить компанию.
В 1890 он основал „Mergenthaler Linotye Company“ в Бруклине, Нью-Йорке. Затем дочернее предприятие фирмы было открыто в Берлине.
В следующие сто лет линотип стал основной машиной набора в типографиях. Ему не было конкурентов, вплоть до появления компьютерного набора. Созданный руками часовщика, он работал как хороший часовой механизм, заведенный на века. Но, увы, его изобретатель этого уже не видел. В возрасте 45 лет Оттмар Мергенталер умер от туберкулеза.
Он похоронен на погосте той самой церкви в Балтиморе, за стеклянной витриной которой виднеется линотип. Машина была установлена в честь своего создателя, благодаря открытию которого утренние газеты читатель стал получать утром, а не вечером следующего дня. Церковь это тоже оценила.
Меню
Горячая информация
- 10.08.2012 02:29:40
Инкотермс 2010 - отличия от предыдущей версии - 13.08.2010 14:06:53
Федоровский орнамент: применять "твердо и непреткновенно" - 05.02.2011 02:06:12
Классификации шрифтов - 10.12.2010 23:19:27
Шрифтовой плакат - 17.12.2011 13:48:10
Логотипы. Шрифт, цвет и форма логотипа - 18.09.2012 23:49:39
Эффективность рекламной кампании - 03.08.2011 06:18:15
Самая ненавязчивая реклама в Сети - 18.08.2011 14:45:47
Ставка на трафик – контекстная реклама vs оптимизация - 03.06.2011 20:15:31
Высокая печать - 19.09.2011 02:32:52
Грамотный угон. Разглядывая принт