• screen 1

    Враги хорошего дизайна

    Существует простая, непротиворечивая и эффективная система, позволяющая не только объяснить неудачи многих дизайнерских проектов, но и увеличить успешность проектов будущих. Любой дизайн, чтобы быть успешен, должен удовлетворять каким-либо поставленным перед ним целям.

    img
ppl-agency.ruПолиграфияИстория полиграфии → Русские первопечатник

Русские первопечатник

типографии москвы московский печатный двор

Как известно, печатание на Руси возникло во времена Ивана Грозного. Вкратце, история такова.

В один прекрасный день перед Иваном Грозным встала дилемма: с одной стороны, по мере расширения Московского царства (завоевание Казани и продвижение московского владычества к югу русской равнины и в бассейне р. Волги) необходимо было "русифицировать" эти области, - путем массовой постройки церквей и отправки туда служилых людей; с другой стороны, малое количество грамотных людей (подавляющее количество священнослужителей не могли даже грамотно переписать книгу для церковной службы). К тому времени, 1552-1553гг., книгопечатание уже было известно в Москве многим: привозили, вероятно, печатные книги русские, ездившие с посольствами в другие земли, привозили и послы, приезжавшие из других стран в Москву. Привез печатные книги и Максим Грек (Михаил Триволис), приехавший в Москву после 1551 года с другими монахами, бывший в молодости в Венеции и подружившийся там с Альдом Мануцием. В 1553 году Иван Грозный виделся с Максимом Греком в Троице-Сергиевской лавре. В том же году царь приказал соорудить печатню в Москве.

Итак, Иван Грозный дает распоряжение о постройке Печатного Двора и поручает немцу Шмиту найти в "немецкой земле типографщиков", но из этого ничего не получается, а датский король Христиан III дает таковых, но просит разрешения пропагандировать лютеранство, что, конечно, не могло быть принято царем. И вдруг оказывается, что в самой Москве имеются люди, знающие печатное дело, - это был дьякон церкви Николы Гостунского Иван Федоров и Петр Тимофеев, прозванный Мстиславцем.

Повеление царя звучит следующим образом: "оустроити дом от своея царския казны идеже печатному делу строитися и нещадно даяше от своих царских сокровищ делателем, николы чюдотворца гостунского диякону ивану федорову да петру тимофееву мстиславцу на составление печатному делу и к их оупокоению".

Постройка Печатного Двора длилась десять лет и вылилась в большое каменное здание, в два этажа, окруженное частоколом, с выходом на Никольскую улицу.

1 марта 1564 года вышла первая книга "Деяние Апостольска и послание соборная и святого апостола Павла послания" или как ее сокращенно называли "Апостол". Он был напечатан на 534 страницах по 25 строк, шрифтом близким к полууставу XVI века, с небольшим наклоном в правую сторону. Тщательное исследование его дало возможность определить "строгую чистоту и правильность московского пошиба письма во всех буквах и знаках". Один из историков говорил: "чистота, отчетливость букв и красота в книгах первой печати нашей поразительна".

Невольно возникает вопрос, где же научился Федоров искусству печатания?

Одна из версий говорит о том, что Петр Тимофеев Мстиславец очевидно был родом из Мстиславля - уездного города Могилевской губернии, в то время литовского города, вблизи московской границы, а также вблизи Полоцка - места родины Франциска Скорины (!). Поскольку, когда "начаша изыскивати мастерства печатных книг", остановились на Мстиславце, можно предположить, что он уже был знаком с искусством книгопечатания и возможно, что именно по типографиям Литвы. Отсюда можно сделать вывод, что именно Мстиславец мог быть учителем Ивана Федорова.

Другая версия состоит в том, что учителем Федорова был Максим Грек, друг Альда Мануция, который привез с собой из Венеции печатные книги и сам был основательно знаком с печатным делом. Грек, поселившись в Троице-Сергиевской лавре, вероятно, устроил там тайную типографию. Здесь он и начал печатать книги, и только именно здесь мог научиться Федоров, так как на Печатном Дворе он появился перед нами пунсонщиком, словолитцем, наборщиком, метранпажем, корректором и печатником в одном лице. А для изучения всех этих специальностей необходимо было немалое время и практика, и что таковые были, свидетельствует вид первой книги, т.е. "Апостола".

Аргументами в пользу гипотезы о существовании тайной типографии, могут служить несколько книг, появившихся с 1553 по 1562 г. без указания времени и места печатания, но по языку и орфографии, несомненно, московского происхождения. Также в пользу Максима Грека говорит то, что все названия принадлежностей печатания, введенные Федоровым, имеют явно итальянское происхождение, а не немецкое. В свою очередь, в 1565 году вышел "Часовник" - 344 страницы по 13 строк, тем же шрифтом, что и "Апостол" и с заставками, напоминающими венецианские - еще одно указание на влияние М. Грека.

Смотрите также:

Типография петербург

Весна 1711 года. На Троицкой площади Березового острова, у въезда на м ...
img

 

 

 

Издание книг

ЕСЛИ о жизни и работах кого-либо из великих людей до нас дошли скудны ...
img

 

 

 

Источник: http://www.vlasta-tula.ru

Меню

Горячая информация