• screen 1

    Враги хорошего дизайна

    Существует простая, непротиворечивая и эффективная система, позволяющая не только объяснить неудачи многих дизайнерских проектов, но и увеличить успешность проектов будущих. Любой дизайн, чтобы быть успешен, должен удовлетворять каким-либо поставленным перед ним целям.

    img

Печатные шрифты

Один из самых важных вопросов, который возникает при оформлении печатной продукции – это вопрос о шрифтах. Иногда непрофессионалам в полиграфии бывает непросто понять, почему профессиональные печатники с таким трепетом и благоговением относятся к выбору шрифта. Однако давайте разберемся по порядку, какими бывают шрифты, и на что влияет их выбор, и возможно, вы поймете убеленных сединами профессионалов и их отношение к шрифтам.

Первые печатные шрифты во многом повторяли рукописные. К тому времени, когда было изобретено книгопечатание, многолетние традиции письма были достаточно хорошо проработаны, и существовало множество проверенных временем рукописных начертаний. Первый шрифт, который использовал Гуттенберг, был готическим. Это связано с тем, что Гуттенберг печатал Библию, а в то время религиозные и светские тексты переписывались разными шрифтами.

Не правильно думать, что вид шрифта определяется только эстетическими соображениями. Чаще всего, у того или иного начертания есть определенные причины, и готический шрифт не был исключением – он определялся использованием в качестве пишущих приборов гусиных перьев, обрезанных по диагонали. Пишущая кромка в таких перьях в большинстве случаев располагалась под углом 45° к базовой линии строки. Буквы располагались очень плотно, и ширина штрихов была близка к ширине межштриховых промежутков — это объяснялось необходимостью экономии дорогостоящего пергамента.

Однако типографские технологии развивались, и поэтому появилось множество специальных печатных шрифтов – они были специально с учетом особенности применения в полиграфии.

Впрочем, давайте определимся с терминами. Дело в том, что то, что мы в обиходе понимаем под словом «шрифт», сильно отличается от того, что имеют в виду профессионалы.

Согласно строгому полиграфическому определению, шрифт – это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. А то, что мы привыкли понимать под этим словом (тут сильно сказалось распространение современных текстовых процессоров, и в частности, Microsoft Word), по науке называется гарнитурой. Гарнитура – это объединение разных по кеглю и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка шрифтов.
Классификация гарнитур шрифтов

Учитывая громадное количество применяемы в полиграфии шрифтов, существует несколько классификаций гарнитур. Один из признаков, по которым можно классифицировать шрифты – это наличие или отсутствие засечек.

Засечки (или также отсечки) – это небольшие элементы на концах штрихов букв. Гарнитуры, использующие засечки, принято объединять в группу антиква, а шрифты без засечек называют гротесками. Разумеется, это разделение шрифтов печати очень поверхностно, и внутри группы шрифтов с засечками есть более подробная иерархия шрифтов, которая учитывает все нюансы начертаний засечек.

Принято думать, что в длинных текстах легче читать шрифты с засечками, чем без них. Исследования этого вопроса дают неоднозначные результаты, давая основание полагать, что основная причина этого эффекта в большей привычности к шрифтам с засечками. Как правило, в в основном тексте печатных работ применяются шрифты с засечками. А шрифты без засечек обычно лучше выглядят на носителях с низким графическим разрешением (например, на компьютерных мониторах).

Другая классификация печатных шрифтов основывается на пропорциях ширины символов. В моноширных шрифтах все знаки имеют одинаковую, фиксированную ширину, а в пропорциональных – разную. Несмотря на то, что в большинстве случаев пропорциональные шрифты выглядят лучше и проще читаются, для набора исходных текстов программ исторически принято использовать моноширные шрифты.

Говоря о классификации шрифтов, никак нельзя забывать о том, что на шрифты существует ГОСТы (ГОСТ 3489.1-71 и ГОСТ 3489.38-72), которые предлагают следующие типы шрифтов:
Группа рублёных шрифтов
В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная, Букварная.
Группа шрифтов с едва наметившимися засечками
Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.
Группа медиевальных шрифтов
Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.
Группа обыкновенных шрифтов
Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
Группа брусковых шрифтов
Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщённые прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.
Группа новых малоконтрастных шрифтов
Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закруглённые засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
Группа дополнительных шрифтов
В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.
Другие характеристики печатных шрифтов

Несмотря на то, что понятие гарнитура описывает сразу несколько свойств, есть и другие характеристики у шрифтов печати. Выделяют 2 типа начертания шрифтов – прямой и курсивный. Курсивным называется шрифт печати, имеющий небольшой наклон влево или вправо. Величина угла наклона шрифта зависит от гарнитуры.

Так же выделяют такую характеристику шрифтов, как насыщенность. Это отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета, и в полиграфии шрифт печати может быть светлым, полужирным или жирным. Обычно то, что в обиходе называется «выделенным жирным шрифтом», часто оказывается набранным полужирным шрифтом.

Еще существует характеристика ширины печатных шрифтов – шрифты бывают нормальными, узкими и широкими. Несмотря на то, что современные цифровые полиграфические системы позволяют варьировать этот параметр в широких пределах, обычно попытки превратить изначально широкий шрифт в узкий и наоборот бывают неудачными.

Еще одна важная характеристика шрифтов– это их размер (кегль). Исторически существует 2 системы измерения размеров шрифтов – т.н. французская система, и англо-американская. И в той, и вдругой системе основная единица измерения – это типографский пункт. Однако численно они отличаются. Так, во французской системе пункт равен 0, 3759 мм (при расчетах эту величину всегда округляют до значения 0, 376 мм), а в американской – 0, 3527 мм (1/72 дюйма).

На основе этих характеристик, можно выделить несколько типов шрифтов в зависимости от их основного применения – текстовые шрифты, выделительные, титульные и акцидентные (декоративные), а также особый тип шрифтов для набора специальных знаков.

Очень важно не пытаться применять гарнитуры, созданные изначально для одних целей, в совершенно других. Так, весь текст, набранный титульным или выделительным шрифтом, будет выглядеть нелепо, а в случае акцидентного шрифта такой текст будет очень тяжело читать. Впрочем, идея применять текстовые шрифты там, где нужны декоративные, так же обречена на провал – логотип, выполненный обычным текстовым шрифтом, будет выглядеть очень скучным и неинтересным.

Именно все эти детали и традиции делают выбор шрифтов для полиграфии таким сложным и интересным, часто окутанным ореолом таинственности, делом. Ведь необходимость учитывать такое большое количество факторов требует больших знаний и особого чутья, которое может выработаться только с большим опытом.

Смотрите также:

Типографии москвы

Гораздо свободнее подходили к украшению книг к западу от Московии, в з ...
img

 

 

 

Технология производства

Пожалуй, что бумага – это один из самых распространенных материалов. К ...
img

 

 

 

Источник: http://www.vlasta-tula.ru

Меню

Горячая информация