• screen 1

    Враги хорошего дизайна

    Существует простая, непротиворечивая и эффективная система, позволяющая не только объяснить неудачи многих дизайнерских проектов, но и увеличить успешность проектов будущих. Любой дизайн, чтобы быть успешен, должен удовлетворять каким-либо поставленным перед ним целям.

    img
ppl-agency.ruДизайн и печатьШрифты → Сколько шрифтов нужно для счастья

Сколько шрифтов нужно для счастья

кириллические шрифты

Вольная птица шрифт

По каменным джунглям пробирались два егеря - Дизайнер и его Ученик. (Дизайнер - это не фамилия). Наши герои занимались определением и учетом дичи.

- Скажи, Учитель, это ITC Бенгет Готик?

- Просто ITC Бенгет. Точнее, это Бенгали, прибалтийский клон Бенгета.

1. Бенгали, кириллизированный вариант гарнитуры ITC Benguiat. Дизайнер Эд Бенгет (1977), дизайнер кириллической версии Андрейс Гринбергс (1992).

- А это, кажется, Бетина Скрипт, которую Александр Тарбеев вывел еще в ПараГрафе?

- Она самая... Редкая птица.

- Ее же повсюду было так много! Теперь почти нет. Что с ней случилось?

- Обычное дело: биологический взрыв. В начале 90-х годов Бетина Скрипт массово размножилась, подорвала свою кормовую базу и в результате почти исчезла. Кстати, похожая история произошла с ЭдверГотиком. Дизайнеры требуют организовать его отстрел, пока не начался падеж поголовья.

2. Бетина Скрипт. Дизайнер Александр Тарбеев (1992).

- И как же мы это будем делать?

- Никак, потому что это невозможно. Шрифт - вольная птица. Никогда точно не знаешь, как поведет себя шрифт в природе, даже если ты вырастил его сам. Например, кириллический клон семейства ITC Франклин Готик в восьми начертаниях был выпущен на волю из ПараГрафа в 1995 году. Где он был с тех пор - неизвестно, но пик его активного размножения в Москве пришелся почему-то на настоящее время.

- Какие еще шрифты сейчас популярны?

- Еще можно назвать декоративные шрифты с компьютерными эффектами, например, Трикси, который имитирует битый, сильно изношенный шрифт печатной машинки. И латинская, и кириллическая версии этого шрифта были созданы в Голландии в 1991 году. Легенда гласит, что кириллический Трикси был найден дизайнером Эриком ван Блокландом в сломанной пишущей машинке с кириллическим шрифтом, в мусорном ящике рядом с советским посольством в Гааге. Найденыша обогрели, оцифровали, подлечили. Каково же было удивление Эрика, когда в 1997 году, прилетев в Москву, он увидел огромный рекламный щит с Трикси прямо на выезде из аэропорта Шереметьево. Но то были только цветочки: оказалось, что Трикси в России буквально заполонил собой московские улицы и метро, как будто кто-то объявил его нетленным достоянием масс. Зато сейчас его почти не видно.

3. Трикси. Дизайнер Эрик ван Блокланд (1991).

- А правда ли то, что ЭдверГотик ухитрился попасть даже на российские денежные купюры?

- И да, и нет. Дело в том, что шрифты не только путешествуют с одного пиратского CD на другой, но еще и бесконтрольно мутируют. Результаты этих мутаций, к слову сказать, бывают весьма неэстетичны. Для указания номинала на бумажных рублях был применен именно такой шрифт-мутант, производный от ЭдверГотика рисунок, выполненный нелегально каким-то неизвестным героем.

4. Фрагмент пятисотрублевой купюры. Номинал набран наклонным контурным оттененным вариантом шрифта ЭдверГотик. Автор неизвестен.

- Так неужели мы никак не можем справиться со шрифтами? Не то чтобы подрезать им крылья, а... хотя бы окольцевать?

- Способ есть. Нужно запустить в среду обитания их естественного врага.

- Разве у шрифтов бывают враги?

- Справиться со шрифтами не может никто, кроме них самих. Посмотри на Трикси. Он потерял чувство реальности, поскольку в тот момент совершенно не имел конкурентов. Среди кириллических шрифтов, конечно, есть другие гарнитуры, похожие на машинописный шрифт, взять хотя бы разные версии Курьера, Ятрань из питомника ТайпМаркет или выращенный там же Секретарь. Впрочем, последний на самом деле представляет собой клон заморского вида, который так и назывался - Американский Машинописный (ITC American Typewriter). Как выразительно работал Секретарь в оформлении выставки "Комтек-2000"! Но Секретарь выглядит нарядно, даже празднично, это новая машинка компьютерного качества, хотя и в стиле ретро. Трикси же создавал ощущение достоверности, за что и
5. Фрагмент пригласительного билета на выставку КОМТЕК 2000. Дата набрана шрифтом Секретарь , кириллизированным вариантом гарнитуры ITC American Typewriter. Дизайнеры Джоэл Кэден, Тони Стэн(1974), дизайнер кириллической версии Сергей Шанович (1996).

Не менее уникальной в своем роде оказалась и Бетина Скрипт. Дизайнерам требовался шрифт неформального характера, оригинальный, запоминающийся, несколько похожий на детский почерк и в то же время хорошо читаемый. Их можно понять: с одной стороны, всегда хочется подобрать шрифт, точно соответствующий творческому замыслу. С другой стороны, не хочется работать шрифтом, который настолько распространен, что всем надоел. Поэтому чем шире применяется тот или иной шрифт, тем больше вероятность, что его очень быстро изживет другой, когда изменятся условия среды обитания. Например, Бетину частично заменил Якоб и некоторые другие виды, имитирующие почерк.

6. Верхняя строка: Якоб. Дизайнер Александр Тарбеев (1994). Нижняя строка: Прагматика , кириллизированный вариант гарнитуры Helvetica. Дизайнеры Макс Мидингер, Эдуард Хоффман (1957), дизайнер кириллической версии Владимир Ефимов (1989).

На Западе шрифты ведут себя скромнее, потому что их много. И народ там привычней к разнообразной шрифтовой фауне. А наши дикие просторы шрифтами почти не заселены. Поэтому те немногочисленные семейства, которым удается захватить экологическую нишу, тотчас заполоняют ее полностью - пока им на смену не приходят новые виды.


Главное - составить план

Общее число шрифтов латиницы - несколько десятков тысяч, а кириллицы - раз в двадцать меньше. По каталогам немногочисленных российских разработчиков шрифта насчитывается всего около тысячи приличных кириллических начертаний шрифтов. Разрыв гигантский, и быстро сократить его едва ли в человеческих силах. Но можно начать с разработки тех гарнитур, чьи экологические ниши в кириллице сейчас пусты. Рассмотрим, как обстоят дела с текстовыми шрифтами, с этой шрифтовой "элитой". Пусть уважаемые акцидентные и декоративные господа, разукрашенные павлиньими перьями, не обижаются на нас за этот выбор: у нас есть основания.

Во-первых, разработка качественного текстового шрифта требует от художника высокой квалификации и значительных затрат времени. Далеко не каждый нарисованный алфавит способен превратиться в текстовой шрифт приличного качества.

Во-вторых, любым текстовым шрифтом можно решить и задачи акциденции, но посмотрели бы вы на декоративный шрифт в роли текстового. Время от времени такие опыты, впрочем, проводятся, и даже небезуспешно; но, как правило, подобный подход неприемлем для массовой печатной продукции. Текстовой шрифт, напротив, - универсальный инструмент, работающий в массовой печатной продукции и способный выручить дизайнера в самых разных ситуациях.

В-третьих, из текстового шрифта возможно сделать целую группу акцидентных и декоративных. Например, к нему дорабатываются дополнительные декоративные начертания: контурные, оттененные, фактурные, выворотные и так далее. Многие, в том числе очень успешные декоративные шрифты именно так и возникли.

В-четвертых, создание простейшего декоративного шрифта доступно всякому, кто умеет применять соответствующий софт. Сегодня пока еще в моде спонтанные, грубые, корявые, с рваным контуром знаки. Для создания подобных монстров существуют программа наложения компьютерных эффектов ParaNoise, программа обработки рукописных символов FastFont, а также другие аналогичные инструменты, доступные всем желающим. К тому же в разработке декоративных гарнитур велика роль наития, творческого озарения, и не так существенно знание классических правил построения шрифта.

В-пятых, ограничить или точно предсказать потребность в акцидентных шрифтах принципиально невозможно.

В идеале их количество стремится к бесконечности. Графические особенности стилей постоянно сменяют друг друга по прихоти изменчивой моды, и каждому соответствуют свои собственные формы шрифтов. Можно сказать, что в какой-то степени подобные шрифты растут сами, как трава. И пусть растут.

Словом, мы считаем, что в первую очередь необходимо сознательно пополнять глобальную коллекцию кириллических текстовых шрифтов. Пусть расцветают сто тысяч акцидентных шрифтов, а мы пока рассмотрим текстовые, исходя из количества исторически сложившихся, принятых типографикой шрифтовых форм.

Что у нас есть и чего нет

Рассмотрим существующие кириллические текстовые гарнитуры с точки зрения современной шрифтовой классификации. Как показывает практика, большинство текстовых шрифтов располагаются в группах антиквы старого стиля, переходной антиквы и отчасти антиквы нового стиля. Кроме того, часто в качестве текстовых применяются контрастные брусковые гарнитуры подгруппы Кларендон. Широко используются также гротески и неконтрастные брусковые (египетские) шрифты, но ими гораздо реже набирают сплошные тексты.

Венецианская антиква старого стиля

Начнем с самых первых антиквенных шрифтов, тех самых, которые появились в Венеции эпохи Ренессанса (в конце XV века) и еще сильно напоминают рукописный почерк итальянских гуманистов. Эти шрифты можно узнать по умеренному контрасту, разноширинности, треугольным засечкам со скруглением в месте их примыкания к основному штриху, и по наклонным, в соответствии с техникой письма ширококонечным пером, осям овалов и полуовалов. К подгруппе венецианской антиквы относится известная всем гарнитура Лазурского, полноценный кириллический шрифт, но специфический, применимый далеко не везде. Еще есть Альянс, вариант шрифта ITC Беркли Олд Стайл, но его кириллическую часть трудно назвать удачной.

Смотрите также:

Шрифт как элемент фирменного стиля

Принимая во внимание деятельность фирмы ParaType, разговор пойдет преи ...
img

 

 

 

Новые технологии

В детстве, в 70 годы мне попался фантастический рассказ, в котором гер ...
img

 

 

 

Источник: http://indians.ru

Меню

Горячая информация