Шрифты и дизайнеры
Николай Киш (Kis Miklos, Миклош Киш, 1650-1702)-венгерский пуансонист и издатель, работавший в Амстердаме в 1680-89 годах. Киш приехал в Амстердам для изучения теологии, а также для участия в издании Библии на венгерском языке в типографии Даниэля Эльзевира в качестве редактора и корректора. Однако вскоре после его приезда Даниэль Эльзевир умер, его вдова продала дело, и издание венгерской Библии сорвалось. Тогда Киш решил самостоятельно изучить типографское ремесло и выполнить свою миссию. Для этого он поступил в ученики к знаменитому пуансонисту Дирку Воскенсу (Dirck Voskens) или к кому-то из представителей известной фирмы Блау (Blaeu). Через 2 года, овладев искусством изготовления шрифтов, Киш открыл свою типографию в Амстердаме и начал печатать Библию. Чтобы покрыть расходы, он брал заказы на изготовление матриц для других словолитен из Германии, Польши, Швеции, Италии, Англии. Закончив печатать Библию и выполнив свои обязательства, Киш вернулся в Трансильванию, где открыл типографию и словолитню в городе Колосваре (Kolosvar, теперь Клуж, на территории нынешней Румынии). Здесь он до конца жизни выпустил множество изданий, в том числе религиозную и светскую литературу, книги по физике, математике, медицине, а также учебники и поваренные книги. Просветительская деятельность Киша и его усовершенствования венгерской орфографии вызвали недовольство церковных и светских властей. Мастер был вынужден оправдываться и для этого издал в 1697 году по-латыни автобиографическую книгу Apologia Bibliorum, где изложил историю своего издания Библии.
Шрифты Киша, может быть, лучшие образцы барочной голландской антиквы старого стиля. Недаром Джованни Филиппо Чекки (Giovanni Filippo Cecchi), печатник Великого герцога Флорентийского, приобрел шрифты у Киша в Амстердаме и печатал ими книги. Рисунок этих шрифтов неоднократно вдохновлял дизайнеров нашего века. Версия такого шрифта фирмы Linotype под названием Янсон (Janson) была разработана Чонси Гриффитом (Chauncey H. Griffith) в 1937 году на основе рисунка шрифтов Киша 1690 годов. Гарнитура была названа по имени Антона Янсона, голландского мастера, работавшего в концa XVII века в Лейпциге, где был найден один из шрифтов Киша, ошибочно приписанный Янсону. Другой похожий шрифт, Эрхардт (Ehrhardt), был выпущен фирмой Monotype в 1938 году. По форме он близок к шрифтам типа голландской антиквы старого стиля Янсон и Ван Дейк (Van Dijck) и основан на рисунке шрифта Киша конца XVII века. Его название объясняется тем, что прототип был найден в каталоге шрифтов 1720 года словолитни Эрхардта в Лейпциге. Только в 1959 году профессор Дьердь Хайман (Gyorgy Haiman) обнаружил в Государственном архиве Венгрии лист с образцами шрифтов 1684 года, где по-голландски было написано: «Если кто-то желает пуансоны или матрицы этих шрифтов, недавно вырезанных Николаем Кишем, пусть адресуется к вышепоименованному мастеру, проживающему в Амстердаме на Ахтер Бургваль над пивной под знаком Лебедя в доме Варнера Варнерса, и они могут быть приобретены там по приемлемой цене». Сравнение показало, что шрифты, прежде приписываемые Янсону, на самом деле принадлежат резцу Киша.
Сравнительно с более ранними шрифтами старого стиля голландская антиква XVII века более тонко гравирована, по рисунку менее архаична и довольно компактна благодаря правильным пропорциям литер. Гарнитура Kis характеризуется довольно высоким контрастом между толстыми и тонкими штрихами, остро вырезанными наклонными верхними левыми засечками переходного типа у строчных, средним ростом очка строчных знаков и вертикальными осями овалов. Прописная M имеет наклонные боковые штрихи, у широкой T наклонные двусторонние засечки. У W внутренняя левая диагональ присоединяется к правой в верхней трети, а у G имеется шип справа внизу.
Экономичность, удобочитаемость, ровный цвет и активная насыщенность обеспечили этому шрифту огромную популярность. Это один из наиболее часто применяемых текстовых шрифтов книжного набора, наряду с Caslon и Baskerville. Гарнитура Kis представляет собой версию шрифта Janson фирмы Bitstream.
Шрифт Дидо (Didot)
Во второй половине XVIII столетия в Париже была основана издательская фирма Дидо. Деятельность этой семьи, в которой были представители различных полиграфических профессий: издатели, печатники, производители бумаги, а также словолитчики, имела сильное влияние на развитие и эволюцию шрифтового дизайна. В 1784 году один из ее представителей, Фирмен Дидо (Firmin Didot, 1764-1836), спроектировал первый настоящий шрифт нового стиля. Этот рисунок предшествовал шрифтам нового стиля их итальянского соперника и конкурента, Джамбатиста Бодони (Giambattista Bodoni). В дальнейшем Бодони и Дидо поочередно влияли друг на друга, и оба постоянно вносили свой вклад в развитие типографского искусства. Правда, Бодони резал свои шрифты главным образом для собственного употребления, а фирма Дидо снабжала шрифтами всю Европу. Шрифты этого типа стали стандартными книжными шрифтами во Франции более чем на столетие и вызвали массу вариантов и подражаний в остальной Европе, например, в Германии подобные шрифты выпускал известный пуансонист и словолитчик Юстус Эрих Вальбаум (Justus Erich Walbaum, 1768-1839). Фирма Дидо экспортировала шрифты даже в Россию, как латинские, так и кириллические. Видимо, именно Фирмен Дидо начал первый производить кириллический комплект знаков шрифта как дополнительный к латинскому, что дало возможность добиться художественного и технического совершенства. В первой четверти XIX века в России многие словолитни выпускали русские шрифты в подражание шрифтам Дидо, например, известные московские типографы и словолитчики Семен Селивановский и Август Семен, а также их петербургский конкурент Александр Плюшар.
При сравнении оригинальные шрифты Дидо кажутся более механистичными и строгими, чем шрифты Бодони. Например, засечки шрифтов Бодони соединяются с основными штрихами небольшим закруглением и у строчных знаков имеют слегка прогнутую форму. Прямоугольные засечки у литер Дидо, с другой стороны, не обладают ни малейшим закруглением и строго горизонтальны. Другие особенности шрифтов нового стиля у шрифтов Дидо включают вертикальную ось овалов и сильный контраст между основными и соединительными штрихами. Буква Q имеет изогнутый хвост, а R изогнутый правый нижний штрих, у горизонтальных штрихов E тяжелые засечки, у W центральное соединение диагоналей со сдвигом. Буква J не свисает ниже линии шрифта, а у G правый вертикальный штрих заканчивается внизу острым шипом. Капли у строчных слегка растянутые.
Для курсива Дидо характерны острые формы v и w и узкая y, напоминающая греческую букву ипсилон.
Некоторые современные варианты шрифта Дидо довольно сильно напоминают оригиналы, включая шрифт Фирмен Дидо (Firmin Didot) фирмы Деберни и Пеньо (Deberny & Peignot), а также шрифты фирм Людвиг и Майер (Ludwig & Mayer) и Монотайп (Monotype). В 1904 году Монотайп также выпустил шрифт Нео Дидо (Neo Didot), не просто приемлемое факсимильное воспроизведение оригинала, но, кроме того, с рисунком, исправленным по ранним версиям шрифтов Дидо. Самую последнюю цифровую версию шрифта Дидо разработала фирма Линотайп (Linotype) в 1991 году под названием Линотайп Дидо (Linotype Didot). Проектированием этого шрифта руководил прославленный швейцарский дизайнер Адриан Фрутигер (Adrian Frutiger).
Хотя в последнее время шрифт Дидо не получил такой большой известности, как Бодони, он остается исключительно тонким текстовым шрифтом для книжного дизайна, а также характерным акцидентным шрифтом для рекламы и газетной продукции.
Шрифт Кабель (Kabel, Cable)
Рудольф Кох (Rudolf Koch, 1876-1934), знаменитый немецкий каллиграф и дизайнер шрифта, работавший для фирмы Клингшпор (Klingspor), спроектировал светлое (Leicht) начертание гарнитуры Кабель (Kabel) в 1927 году. Его работа совпала с разработкой шрифта Футура (Futura) Паулем Реннером (Paul Renner). Оба этих шрифта относятся к группе геометрических гротесков, созданных в ответ на потребность общества модернизировать готические шрифты, которые были основным типом текстовых шрифтов в Германии. Можно также вспомнить влияние немецких конструктивистов и школу дизайна Баухауз (Bauhaus) в Дессау. Тем не менее, в отличие от Футуры, форма Кабеля не столь жестко геометризирована. Кабель отражает стремление Коха к некоторой спонтанности, непосредственности шрифтовой формы, к сохранению в ней следов пишущей человеческой руки. Эти качества заметны во всех работах Коха, особенно в его ранних готических шрифтах Фетте Дойче Шрифт (Жирный немецкий шрифт, Fette Deutche Schrift, 1906-10), Фрюлинг (Fruhling, 1914), Максимилиан (Maximilian, 1914), и, конечно, в его знаменитом шрифте Нойланд (Neuland, 1923).
Действительно, при рисовании знаков Кабеля Кох применял циркуль и угольник, но он также корректировал основные геометрические формы введением многочисленных оптических поправок. Ему казалось невозможным полностью отойти от обычных форм латинских букв. Например, строчные a, g, t сохраняют типичную структуру, свидетельствующую об их происхождении от антиквы. Жесткая геометрия знаков смягчена также введением косых окончаний штрихов. Более пристальный взгляд обнаруживает весьма любопытные детали: например, строчная a имеет усеченный верхний конец, у строчной e косой центральный штрих, напоминающий форму аналогичных знаков у ранних венецианских шрифтов XV века, строчная m выглядит очень узкой сравнительно с круглыми знаками b, c, d, e, o, p, q. Сочетание простых геометрических форм с антиквенной структурой некоторых знаков и косыми срезами штрихов производит впечатление колючего и необычного шрифта. Современники удивлялись, как такой мастер каллиграфии, как Рудольф Кох, сумел создать столь ясный, логический и вместе с тем полный жизни, конструктивный алфавит.
В период между 1927 и 1929 годами Кох разработал к гарнитуре дополнительные начертания, включая среднее, полужирное и жирное (Buch, Dreiviertelfett, Fett). Кроме того, дизайнер нарисовал на основе шрифта Кабель несколько декоративных шрифтов, например, Цеппелин (Zeppelin, 1929), который позже был назван Кабель Оттененный (Kabel Schatiert) или Кабель Гравированный (Kabel Incised), а также Призма (Prisma, 1931), жирное начертание Кабеля, каждый штрих которого состоит из 3 полосок. И спустя десятилетия после своего создания Кабель успешно применяется как текстовой и акцидентный шрифт. В 1976 году Международная шрифтовая корпорация (International Typeface Corporation/ITC) приобрела у фирмы Бертольд (Berthold AG) право на создание новой версии шрифта Кабель. Рисунок Коха был переработан дизайнером Виктором Карузо (Victor Caruso), увеличен рост строчных знаков, созданы 5 начертаний, образующих систему: Book, Medium, Demi, Bold, Ultra. Версия ITC получила широкое распространение в современном фото- и цифровом наборе.
Шрифт Фрутигер (Frutiger)
Шрифт Фрутигер (Frutiger) первоначально был спроектирован прославленным швейцарским дизайнером Адрианом Фрутигером (Adrian Frutiger) как шрифт для системы визуальных коммуникаций парижского аэропорта имени Шарля де Голля в Руасси, открытого в 1975 году. Он имел единственное начертание и назывался Руасси (Roissy). На его основе Фрутигер разработал целую гарнитуру, которая была названа его именем. Германские фирмы Штемпель (Stempel) и Линотайп (Linotype) выпустили Фрутигер как новый шрифт в 1976 году в 5 насыщенностях с 4 наклонными начертаниями и 5 узкими версиями.
В середине 70-х годов Адриан Фрутигер почувствовал, что наиболее широко применяемые гротески, такие, как Хельветика (Helvetica) и Универс (Univers), уже не удовлетворяют современным запросам. Он попытался найти новый подход к проектированию гротесков, сохраняя фирменные качества Универса, такие, как органичность и пропорциональность, в применении к менее геометричным гротескам, таким, как Гилл Санс. В результате такого синтеза получился шрифт замечательной удобочитаемости и ясности. Поскольку Фрутигер первоначально проектировался для системы визуальных обозначений, где требовалась хорошая различимость на расстоянии, в нем весьма заметны выносные элементы и подчеркнуты индивидуальные характеристики каждого знака. Например, буквы с и е имеют открытую конструкцию, чтобы лучше отличаться от о; буква G также имеет открытую конструкцию. Буквы В, Е, F и Н достаточно узкие, поскольку они отражают классические пропорции традиционных антиквенных надписей. Как полагается в классических гротесках, вместо настоящих курсивов во Фрутигере применяются просто наклонные начертания.
Графические дизайнеры находят шрифт Фрутигер весьма полезным, когда они хотят получить в наборе фактуру и цвет гротескового шрифта вместе с повышенной удобочитаемостью и сильной различимостью каждого знака. Хотя гарнитура Фрутигер развернута по начертаниям в меньшей степени, имея только 14 начертаний, по сравнению с Универсом, где 21 начертание, члены семейства Фрутигер так же хорошо сочетаются друг с другом. Адриан Фрутигер расширил средства выразительности типографики в отношении шрифтов гротескового типа, внеся ценный вклад в типографическую палитру.
Меню
Горячая информация
- 10.08.2012 02:29:40
Инкотермс 2010 - отличия от предыдущей версии - 13.08.2010 14:06:53
Федоровский орнамент: применять "твердо и непреткновенно" - 05.02.2011 02:06:12
Классификации шрифтов - 10.12.2010 23:19:27
Шрифтовой плакат - 17.12.2011 13:48:10
Логотипы. Шрифт, цвет и форма логотипа - 18.09.2012 23:49:39
Эффективность рекламной кампании - 03.08.2011 06:18:15
Самая ненавязчивая реклама в Сети - 18.08.2011 14:45:47
Ставка на трафик – контекстная реклама vs оптимизация - 03.06.2011 20:15:31
Высокая печать - 19.09.2011 02:32:52
Грамотный угон. Разглядывая принт