• screen 1

    Враги хорошего дизайна

    Существует простая, непротиворечивая и эффективная система, позволяющая не только объяснить неудачи многих дизайнерских проектов, но и увеличить успешность проектов будущих. Любой дизайн, чтобы быть успешен, должен удовлетворять каким-либо поставленным перед ним целям.

    img
ppl-agency.ruДизайн и печатьШрифты → Проектирование шрифтов и Sectio Divina

Проектирование шрифтов и Sectio Divina

В эпоху Ренессанса среднепропорциональное отношение именовали Sectio Divina - божественной пропорцией. Леонардо да Винчи дал ему имя Sectio aurea (золотое сечение), живое и поныне.

Золотое сечение владело мыслью и чувствами многих выдающихся мыслителей прошлого и продолжает волновать умы наших современников. Скульптура, архитектура, музыка, астрономия, биология, психология, техника - вот те сферы, где так или иначе обнаруживается влияние законов золотого сечения. Мы же с вами поговорим в этой статье о том, как влияют законы золотого сечения на проектирование шрифтов и их удобочитаемость.

Общеизвестно основное назначение шрифта, - прежде всего это средство передачи информации.

Следовательно, он должен легко восприниматься, быть удобочитаемым. В сущности, все остальные качества буквы следует рассматривать уже как производные от этого главного качества.

Для удобства восприятия любой шрифт должен отвечать следующим требованиям:

во-первых, буквы должны иметь ясно выраженный индивидуальный характер, легко отличаться друг от друга,
во-вторых, шрифт, в пределах одной гарнитуры, должен быть единым по стилю. Если это последнее требование не соблюдено, то неизбежная пестрота и разнобой текста будут раздражать читателя и затруднять процесс чтения.
Итак, удобочитаемость достигается единством двух противоположностей: индивидуальностью отдельных знаков - с одной стороны, и общностью их стилевых признаков - с другой. Какой шрифт по характеру пропорций воспринимается легче? Опыт показывает, что слегка вытянутые по вертикали буквы более легки в чтении, так как создают большую цельность и компактность полосы текстового набора.

В тоже время, монотонность шрифта затрудняет восприятие, а также утомляет зрение и ослабляет внимание. Избавиться от монотонности помогает контрастность линий в букве. Но не только она.

Сами по себе буквы, имея разные пропорции, создают впечатление разнообразия. По пропорциям буквы алфавита можно разделить на три группы: узкие, нормальные и широкие. К широким буквам относятся Ж, Ш, М, Ю и др., к узким - Р, В, Г, Е, К, 3. Такие буквы, как Н, П, И, А, Ц - относятся к средним, нормальным. Обычно при построении шрифта разработку широких и узких букв ведут исходя из пропорций нормальных.

Помимо пропорций, буквы делятся также на прямолинейные и округлые. Это также является средством графического разнообразия шрифта, но, конечно, в пределах одного стиля. Естественно, что дизайнер, работающий над шрифтом, должен обладать безукоризненным чувством меры и безупречным художественным вкусом.

Также, функциональное назначение шрифта следует учитывать в первую очередь. Однако кроме чисто практических функций шрифт должен отвечать и определенным эстетическим требованиям. Попросту говоря, шрифт должен быть красивым. Залогом красоты является не только соблюдение перечисленных основных правил, но и многое другое.

В основном, пропорции буквы определяются отношением ширины буквы к ее высоте. Конечно, отношение это можно найти, ориентируясь на собственное чутье и вкус. Многие так и делают. Но не всегда это бывает удобным и возможным.

Для нахождения гармоничных пропорций существует несколько способов. Еще в Древней Греции художники и архитекторы пользовались правилом "золотого сечения". Правило это как раз и предусматривает деление отрезков на определенные доли, зрительное восприятие которых создает ощущение гармонии и равновесия.

Этим методом можно руководствоваться и при нахождении основных пропорций буквы: отношения высоты буквы к ее ширине. В пропорции золотого сечения, отношение меньшей величины к большей равно отношению большей величины к сумме этих двух величин. Если меньшее принять за единицу, то отношение примет вид: 1:1, 62.

Правило золотого сечения может применяться не только при нахождении основных пропорций, но и при построении внутренних элементов буквы. Так, например, перемычка в букве Н может делить вертикальные стойки по золотому сечению. Помимо собственно золотого сечения для построения буквы может быть применена и его функция.

Делается это так. Отрезок делится на две части в пропорциях золотого сечения: А и В, где А - отрезок меньший. Разность полученных отрезков делится также в золотом сечении. Получаем два новых отрезка а и b, отрезок а - меньший. Прибавляем к отрезку А полученный отрезок а. Затем прибавляем к тому же отрезку А полученный отрезок b. Таким образом, мы получаем две суммы: А+а и А+b. Отношение первой суммы ко второй и будет функцией золотого сечения. В числовой форме оно выразится так:

1:1, 12 или А+а:A+b=1:1, 12

Применительно к пропорции буквы это означает, что если ширина знака равна одной части, то высота знака равна 1, 12 этой части. Так что разница не столь велика, как при золотом сечении, где при ширине буквы в одну часть высота составит 1, 62 части.

Итак, надо запомнить два основных отношения пропорционального деления отрезков: 1, 62 и 1, 12.

Необязательно при построении шрифта придерживаться какого-либо одного отношения. Их можно попеременно комбинировать. Надо помнить, что не всегда целесообразно точно следовать избранным пропорциям, не рассуждая и никак не оценивая полученные результаты. Приведенные выше, правила не должны заменять собой живого творчества. Порой правила нужно уметь корректировать в соответствии с вашим чувством меры. Это следует запомнить особо!

Что же это за коррективы?

Из числа наиболее известных, упомянем следующие.

Основания узких букв нужно делать примерно на одну пятую часть короче основной установленной ширины, а основания широких букв - на две пятых части больше основной ширины.
Ни в коем случае нельзя вписывать все буквы в одинаковые по ширине прямоугольники, как это часто делают начинающие дизайнеры. Это очень распространенная ошибка.
Некоторые буквы следует рисовать, выводя их крайние элементы за установленную линию строки. Это относится к острым и круглым элементам (или овальным) таких букв, как А, Д, Л, М, И (если они имеют острые завершения) и буквы 3, О, С, Э, Ю. Несоблюдение этого правила приводит к тому, что эти буквы начинают казаться короче остальных.
Не следует горизонтальные перемычки (Bar, Crossbar) букв устанавливать строго по фактической середине вертикальных стоек. От этого общая горизонтальная ось шрифта будет казаться заниженной, и шрифт потеряет свое изящество и легкость (рис.1).
При определении оптической (зрительной) середины нужно иметь в виду, что она лежит несколько выше геометрической середины строки. Но чаще всего оптическую середину дизайнер определяет на глаз.
В рубленых шрифтах, где все элементы буквы имеют одинаковую толщину, горизонтальные и наклонные линии следует делать чуть-чуть тоньше вертикальных. В противном случае они будут казаться толще, чем вертикальные.
В курсивах и во всех рукописных шрифтах, имеющих, как правило, много выносных элементов, эти (выносные) элементы нужно делать менее наклонными в сравнении с остальными буквами. Если все знаки делать под одинаковым углом наклона, то зрительно их выносные элементы, а также все прописные буквы будут казаться еще более поваленными в сторону общего наклона шрифта.

Смотрите также:

Греческий алфавит

Что такое шрифт?Любой человек, который хоть один раз задумывался над ...
img

 

 

 

Рукописные шрифты

ПО ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В зависимости от области применения различают те ...
img

 

 

 

Источник: http://www.prodtp.ru

Меню

Горячая информация