Классификации шрифтов
ПО ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
В зависимости от области применения различают текстовые шрифты, выделительные, титульные и акцидентные (декоративные). Кроме этого, можно выделить группу шрифтов, предназначенных для набора специальныхзнаков.
ИСТОРИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Гуманистическая (ренессансная) антиква
Гуманистическая антиква появилась в XV веке в Италии как альтернатива готическому письму, которое, по мнению мастеров Возрождения, имело слишком много недостатков. Своей целью они поставили разработку такого метода письма, который мог бы легко воспроизводиться и был бы простным, лаконичным и легкочитаемым. Гуманистическая антиква по начертанию ближе всего приближается к наиболее старым (римским капитальным) шрифтам. В ней можно выделить веницианскую антикву Йенсона, Гриффо; французскую Гарамона, Гранжона; голландскую ван Дейка. Эти шрифты имитируют рукописные, выполняемые ширококонечным пером, отличаются малым контрастом и разноширностью, засечки близки по форме к треугольнику и плавно переходят в основные штрихи, оси овалов наклонны.
К этой группе можно отнести такие шрифты как Bembo, Garamond, Goudy Old Style, Palatino, Times New Roman, гарнитура Лазурского, Мысль, Ньютон.
Переходная антиква (антиква барокко)
Рисунок букв переходной антиквы более контрастен и менее разноширен, форма букв обусловлена главным образом процессом гравирования; засечки более острые, оси овалов почти вертикальны.
Примерами шрифтов этой группы можно считать Caslon, Baskerville, Fournier, Петербург.
Новая антиква (антиква классицизма)
Шрифты, основанные на рисунке новой антиквы, связаны с процессом гравирования на металле; они контрастны, тяготеют к одноширности, их засечки длинные, тонкие; оси овалов строго вертикальны.
Наиболее характерными примерами можно назвать шрифты Бодони (Bodoni), Walbaum, Firmin Didot, Дидона.
Брусковые шрифты (египетская антиква)
Изобретена в Великобритании в начале 19 века. Эти шрифты практически не имеют контраста, засечки прямоугольной формы, почти без скруглений в местах присоединения к основным штрихам.
К этой группе можно отнести такие шрифты, как Beton, Memphis, Балтика, Ксения Вестерн.
Кларедон
Это вариант брускового шрифта, который можно выделить в отдельную группу. Шрифтыэтой группы имеют небольшой контраст штрихов и более тонкие брусковые засечки, плавно соединяющиеся со штрихами.
В качестве примера таких штрихов можно назвать Century Schoolbook, Clarendon, Школьная, Академическая.
Рубленные шрифты
Возникшие в начале 19 века в Великобритании, шрифты типа гротеск (позже - рубленные шрифты) получили очень широкое распространение. Лаконичность (они не имеют контраста и засечек) вместе с большой художественной выразительностью обеспечивают широкое применение рубленных шрифтов.
Наиболее распространенными можно назвать Гельветику (Helvetica), Футуру (Futura), Univers, Gill Sans, Прагматика, Футурис.
Свободная антиква (вариа-антиква)
Сюда входят все те шрифты, которые не вошли в предыдущие группы, например, ленточная антиква, антиква-гротеск и пр.
К этой группе можно отнести шрифты Optima, Broadway, Eckmann, Банниковская, Новая журнальная.
Рукописные и каллиграфические
Будет вполне естественно, если мы отнесем к этой группе такие шрифты как Brush Script, ITC Zapf Chancery, Декор и др.
Не-антиквенные шрифты
Шрифты отличные от антиквы - готические, ломбардские версалы, унциал, минускул и проч.КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОГРАФСКИХ ШРИФТОВ ПО ГОСТ
Группа рубленных шрифтов
В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рубленная, Древняя, Плакатная, Букварная.
Группа шрифтов с едва наметившимися засечками
Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.
Группа медиевальных шрифтов
Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавносопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.
Группа обыкновенных шрифтов
Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
Группа брусковых шрифтов
Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечкисоединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.
Группа новых малоконтрастных шрифтов
Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленныезасечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборебольшого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
Группа дополнительных шрифтов
В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальныхгрупп. Например рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.КЛАССИФИКАЦИЯ MS WINDOWS
Roman
Определяет шрифты с засечками, например Таймс или Бодони
Swiss
Определяет рубленные шрифты, имеющие переменную толщину штрихов, напримерГельветика или Футура
Modern
Определяет шрифты, имеющие постоянную толщину штрихов, и все моноширныешрифты, например Курьер
Script
Определяет шрифты, имитирующие рукописные, например Декор
Decorative
Определяет декоративные шрифты, например готические
Dont know
Определяет общий тип шрифтов, используется в том случае, когда информацияо шрифте недоступнаКЛАССИФИКАЦИЯ ПО СИСТЕМЕ IBM CLASSIFICATION
Примечание: Приводится без ссылки на подклассы. ИК - историческая классификация.
Oldstyle Serifs
Шрифты, основанные на латинской традиции XV-XVII вв., с ярко выраженным диагональнымконтрастом и плавным переходом от штрихов к засечкам (гуманистическая антиква по ИК).
Transitional Serifs
Шрифты, основанные на латинской традиции XVIII-XIX вв., с выраженным вертикальнымконтрастом и плавным переходом к засечкам (переходная антиква по ИК).
Modern Serifs
Шрифты, основанные на латинской традиции начала XX в., с сильным контрастом иугловым переходом к засечкам (новая антиква по ИК).
Clarendon Serifs
Вариант Oldstyle Serifs и Transitional Serifs, со слабым контрастом и гладкимпереходом к засечкам (группа кларендон).
Slab Serifs
Характеризуются прямоугольным переходом к засечкам и малым контрастом (группабрусковых шрифтов).
Freeform Serifs
Шрифты с засечками, которые трудно отнести к другим типам классификации.
Sans Serifs
Большинство шрифтов (исключая рукописные и орнаментальные), которые не имеютзасечек (рубленные шрифты).
Ornamentals
Декоративные и сильно стилизованные шрифты, обычно используемые для выделениязаголовков.
Scripts
Большинство шрифтов, имитирующих рукописное написание.
Symbolic
Не зависящие от дизайна шрифты, содержащие наборы специальных символов (математических, музыкальных и др.), которые могут использоваться с любым шрифтом.
No classification
Шрифты, не относящиеся ни к одной из групп. Для таких шрифтов невозможнаавтоматическая подстановка.СИСТЕМА ОПИСАНИЯ ШРИФТОВ PANOSE
Разработанная фирмой ElseWare, система классификации шрифтов PANOSE, в отличие отперечисленных систем, оперирует не описательными характеристиками дизайна всегошрифта, а отдельными наиболее характерными параметрами символов. Такой подходобеспечивает большую гибкость при описании шрифтов, позволяет производить болееточную подстановку и даже дает возможность автоматически синтезировать недостающиешрифты (что и реализовано в технологии InfiniFont той же фирмы).
В системе PANOSE шрифты описываются по 10 параметрам, образуя набор из 10 цифр, однозначно описывающий все детали внешнего вида символов:
FAMILY
Определяет тип шрифта.
Any (0), No Fit (1), Text & Display (2), Script (3), Decorative (4), Pictorial (5)
SERIF
Определяет форму засечек.
Any (0), No Fit (1), Cove (2), Obtuse Cove (3), Square Cove (4), Obtuse Square Cove (5), Square Thin (6), Bone (7), Exaggerated (8), Triangle (9), Normal Sans (10), ObtuseSans (11), Perp Sans (12), Flared (13), Rounded (14)
WEIGHT
Определяет насыщенность шрифта
Any (0), No Fit (1), Very Light (2), Light (3), Thin (4), Book (5), Medium (6), Demi (7), Bold (8), Heavy (9), Black (10), Nord (11)
PROPORTION
Определяет пропорциональность символов шрифта
Any (0), No Fit (1), Old Style (2), Modern (3), Even Width (4), Expanded (5), Condensed (6), Very Expanded (7), Very Condensed (8), Monospaced (9)
CONTRAST
Определяет контраст шрифта
Any (0), No Fit (1), None (2), Very Low (3), Low (4), Medium Low (5), Medium (6), Medium High (7), High (8), Very High (9)
STROKE
Определяет форму штрихов
Any (0), No Fit (1), Gradual/Diogonal (2), Gradual/Transitional (3), Gradual/Vertical (4), Gradual/Horisontal (5), Rapid/Vertical (6), Rapid/Horisontal (7), Instant/Vertical (8)
ARM
Определяет форму росчерков
Any (0), No Fit (1), Straight Arms/Horisontal (2), Straight Arms/Wedge (3), Straight Arms/Vertical (4), Straight Arms/Single Serif (5), Straight Arms/Double Serif (6), Non-Straight/Horisontal (7), Non-Straight/Wedge (8), Non-Straight/Vertical (9), Non-Straight/Single Serif (10), Non-Straight/Double Serif (11)
LETTERFORM
Определяет общую форму символов
Any (0), No Fit (1), Normal/Contact (2), Normal/Weighted (3), Normal/Boxed (4), Normal/Flattened (5), Normal/Rounded (6), Normal/Off Center (7), Normal/Square (8), Oblique/Contact (9), Oblique/Weighted (10), Oblique/Boxed (11), Oblique/Flattened (12), Oblique/Rounded (13), Oblique/Off Center (14), Oblique/Square (15)
MIDLINE
Определяет положение средней линии
Any (0), No Fit (1), Standart/Trimmed (2), Standart/Pointed (3), Standart/Serifed (4), High/Trimmed (5), High/Pointed (6), High/Serifed (7), Constant/Trimmed (8), Constant/Pointed (9), Constant/Serifed (10), Low/Trimmed (11), Low/Pointed (12), Low/Serifed (13)
X-HEIGHT
Определяет соотношение высот строчных и прописных букв
Any (0), No Fit (1), Constant/Small (2), Constant/Standard (3), Constant/Large (4), Ducking/Small (5), Ducking/Standard (6), Ducking/Large (7)
Каждому значению параметра соответствует определенное число, которое и сохраняетсявместе со шрифтом и в дальнейшем служит основой для подстановки шрифтов.Например, набору значений 2 2 6 3 6 5 5 2 3 4 в системе PANOSE соответствуетшрифт Таймс. Наборный шрифт (2), имеющий засечки, плавно соединяющиеся со штрихами (2), светлым по насыщенности (6), имеющим классические пропорции (3), невысокий контраст (6), боковой наплыв в округлых буквах (5), односторонние вертикальные засечки (5), обычную форму символов (2), обычное положение средней линии (3), стандартноесоотношение высот прописных и строчных букв (4).
TrueType-шрифты имеют (или должны иметь) описания по системе PANOSE. Type 1-шрифты таких описаний не имеют.
Проектирование шрифтов и Sectio Divina
В эпоху Ренессанса среднепропорциональное отношение именовали Sectio D ...
Декоративные шрифты. Кому это нужно?
В дизайнерской работе не обойтись без шрифта, который является важным, ...
Меню
Горячая информация
- 10.08.2012 02:29:40
Инкотермс 2010 - отличия от предыдущей версии - 13.08.2010 14:06:53
Федоровский орнамент: применять "твердо и непреткновенно" - 05.02.2011 02:06:12
Классификации шрифтов - 10.12.2010 23:19:27
Шрифтовой плакат - 17.12.2011 13:48:10
Логотипы. Шрифт, цвет и форма логотипа - 18.09.2012 23:49:39
Эффективность рекламной кампании - 03.08.2011 06:18:15
Самая ненавязчивая реклама в Сети - 18.08.2011 14:45:47
Ставка на трафик – контекстная реклама vs оптимизация - 03.06.2011 20:15:31
Высокая печать - 19.09.2011 02:32:52
Грамотный угон. Разглядывая принт