• screen 1

    Враги хорошего дизайна

    Существует простая, непротиворечивая и эффективная система, позволяющая не только объяснить неудачи многих дизайнерских проектов, но и увеличить успешность проектов будущих. Любой дизайн, чтобы быть успешен, должен удовлетворять каким-либо поставленным перед ним целям.

    img
ppl-agency.ruДизайн и печатьШрифты → Декоративные шрифты. Кому это нужно?

Декоративные шрифты. Кому это нужно?

русские шрифты

В дизайнерской работе не обойтись без шрифта, который является важным, а иногда и решающим элементом композиции любого плаката или рекламы. Без шрифта не выполнить художественного оформления книги или журнала, не нарисовать красочную этикетку, не обойтись во многих случаях жизни: везде призывает и агитирует, советует и предупреждает, указывает ипредлагает что-то шрифтовая надпись.

Мы не задумываемся, почему именно этим, а не другим шрифтом выполнена реклама или плакат, заглавие на книжной обложке или надпись на вывеске магазина. Между тем предупреждающую об опасности надпись выполняют буквами, которые легко читаются на расстоянии и сразу бросаются в глаза, приковывают наше внимание. Выполняя тревожную и броскую или спокойную и малозаметную надпись, дизайнер ищет наиболее подходящий по рисунку шрифт: строгий или свободный, контурный или оттененный, плакатный или декоративный.

К примеру, для оформления книги исторического содержания дизайнер знакомится со стилевыми особенностями шрифтов описываемой эпохи, ибо особенности исторической эпохи, ее культура, стиль не могли не сказаться на рисунке шрифтов того времени. Поэтому, создавая новые, мы не должны забывать старых, вышедших из употребления шрифтов -- они потребуются не только при оформлении исторической книги, но и помогут полнее ощутить эпоху, которую мы хотим выразить.

Античная эпоха, например, оставила нам замечательный образец римского капитального шрифта, который и сейчас является образцом искусства шрифтонаписания. Средневековье, с его готическим стилем в архитектуре, дало нам разнообразные готические шрифты, ставшие национальными в Германии, а Ренессанс -- антикву. Эпоха классицизма в искусстве и литературе принесла нам новую, классицистическую антикву, отличающуюся от старой большим контрастом штрихов и тонкими длинными засечками.

На основе новой антиквы в эпоху романтизма было создано множество живописных, орнаментированных шрифтов, которые используются в настоящее время как декоративные. Современные антиквенные шрифты являются не чем иным, как модификацией шрифтов, созданных на основе римского капитального и классицистической антиквы.

Возникновение шрифтов, лишенных контраста, с массивными прямоугольниками-засечками (египетских), а также без засечек (гротесковых) связано с развитием промышленности и торговли в прошлом веке. Для рекламы потребовались простые, броские и выразительные шрифты.

В России в дореволюционное время типографии пользовались множеством разнообразнейших, особенно декоративных шрифтов, которые применялись для украшения книжных переплетов и титульных листов. Часть их из-за манерности и вычурности оказалась неприемлемой для нашего времени, хотя некоторые текстовые типографские шрифты -- латинская, обыкновенная, елизаветинская и академическая гарнитуры -- широко используются наравне с новыми, созданными советскими и российскими художниками.

В своей практике мне приходилось сталкиваться с тем, что каждый дизайнер по своему классифицирует шрифты. Я Вам предлагаю свою версию, и надеюсь, что она недалека от правильной.
Текстовые и титульные шрифты, имеющие в своей основе графические признакиримского капитального шрифта колонны Трояна в Риме.
Шрифты с умеренной контрастностью типа старинной антиквы с острыми закругляющимисязасечками, так называемые медиевальные, а также контрастные, производимыеот новой, классицистической, антиквы с тонкими длинными засечками -- обыкновенные.Антиквенные могут относиться не только к этому разделу, но и к разделудекоративных шрифтов. Например, антиквенный шрифт, выполненный контуром, илиорнаментированный. Римский капитальный шрифт лежит в основе большинства современныхлатинских шрифтов. Отличаясь простотой форм, он в то же время являетсяклассическим образцом красоты и торжественности. Древняя антиква в чистом видеможет использоваться в надписях особой торжественности и значимости, к примеру, на дипломах, почетных грамотах и т.д. Жирная антиква (английская) хорошодекорируется и трансформируется по начертанию и плотности, а в чистом виде еечаще применяют в произведениях русской классической литературы и музыкиXIX века.

Шрифты малоконтрастные, типа брусковых и египетских с толстыми прямоугольнымизасечками и итальянские с очень широкими горизонтальными засечками. Онинесколько тяжеловесны и громоздки, использовать их как текстовые не следует.

Шрифты с едва наметившимися засечками, переходные от шрифтов с засечкамик рубленным (гротесковым) без засечек и шрифты типа ленточной антиквы, контрастныебез засечек. Очень близкие к древней антикве ленточные шрифты могут быть использованыкак заголовочные и текстовые, потому что они не обременены особыми декоративнымиэлементами. Однако дизайнер, при необходимости, может их декорировать, не нарушаяпропорций, сделать оттененными, объемными или контурными.

Шрифты рубленые (гротесковые) без засечек, неконтрастные. Они могут найтиширокое применение в плакатах, рекламе, при написании лозунгов, призывов. Этишрифты хорошо читаются на расстоянии. Они также могут быть декоративными, если ихвыполнить в цвете, контуром или оттененными.

Рукописные, каллиграфические и свободно написанные кистью, а также шрифты, имеющие сходство с рукописными. Декоративно выглядит надпись на почетной грамотеили дипломе, на пригласительном билете или визитной карточке, текст поздравительногоадреса, выполненный каллиграфическим шрифтом.

Контурные, оттененные и объемные декоративные шрифты разных групп, объединенныепо сходству декоративного решения букв. Контурность делает их легкими при различныхразмерах, и надпись, выполненная таким шрифтом, может хорошо сочетаться с наборнымтекстом и украшать его. Также им можно найти применение в рекламе, афишах, плакатах.

Так называемые национальные шрифты: старинный русский, украинский, грузинский, армянский, индийский, арабский, китайский (вернее, имитация этих шрифтов). Эти шрифты, конечно, лучше использовать для надписей на ту или иную национальную тему. Например, для рекламы индийского фильма правильным будет использование имитации индийскогонационального шрифта. Готический шриф лучше использовать как декоративный для написаниятекста об истории Германии и т.д.

Декоративные, орнаментированные, старые и новые, на русской и латинской основе шрифты.Их можно широко использовать для создания дизайна этикеток, художественной литературыи проч.

Шрифты для художественного оформления - рукописные и печатные инициалы.

Художественный вкус и творческий опыт подскажут дизайнеру, какой шрифт следует выбрать для той или иной надписи, какой шрифт можно использовать без изменений, а какой необходимо приспособить. Неизменными должны быть шрифты, ставшие классическими, созданные выдающимися мастерами шрифтового искусства. Не стоит, например, искажать шрифты мастеров С. Телингатера, В. Лазурского, Д. Бажанова, П. Кузаняна, Г. Цапфа. При изменении пропорций эти шрифты теряют индивидуальность рисунка и все свои художественные качества. Большинство же, ставших давно универсальными, можно свободно применять в трансформированном виде. Конечно, модификация требует от дизайнера большой осторожности -- во всех случаях шрифт должен оставаться удобочитаемым и красивым, соответствовать содержанию, а не противоречить ему.

Смотрите также:

Классификации шрифтов

ПО ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В зависимости от области применения различают те ...
img

 

 

 

Шрифт как элемент фирменного стиля

Принимая во внимание деятельность фирмы ParaType, разговор пойдет преи ...
img

 

 

 

Источник: http://www.prodtp.ru

Меню

Горячая информация